Свыше года существует Таможенный союз, заключенный тремя государствами – Россией, Беларусью и Казахстаном. Владимир Путин отметил ясные перспективы единой таможенной территории, наметившиеся после 1 июля 2012 года, когда был убран внутренний контроль передвижения грузов.
Но любой таможенный брокер будет не столь оптимистичен. Да, часть проблем при перемещении грузов через границы была снята. Но существуют трудности, которые таможенная система решить не может.
Основной причиной, усложняющей внешне-экономическую деятельность, является отсутствие единого свода таможенных правил, одинаковых для каждой страны – участницы Таможенного союза. Таможенный представитель раньше открывал Таможенный кодекс и находил ответы на вопросы по ВЭД. Теперь для этого нужно просмотреть и все решения, принятые Таможенным союзом. Должна быть проведена очень объемная работа.
Среди нерешенных вопросов – разные ставки НДС. Возмещаемый косвенный налог неодинаков в странах – участницах, что сводит к нулю эффект возмещения, предоставляя странам с низкой процентной ставкой более выгодные условия.
Еще одной неприятностью при пересечении границы оказывается разная трактовка таможенных правил. Бизнесмены вынуждены учитывать, что каждое государство по-своему воспринимает нормы Таможенного союза, и зачастую национальное регулирование превалирует над решениями комиссии Таможенного союза.
Транспортная логистика в лице своих представителей ответила на вопросы РБК daily по поводу новых таможенных правил. 69% опрошенных считают, что налицо упрощение работы с Белоруссией и Казахстаном. Однако и наличие проблем признают 56% респондентов.
Устранение очередей на таможнях, бесконечных проверок в дороге и плохой информированности – вот предел мечтаний бизнеса.