Чтобы овладеть любым сложным навыком в тренинге, необходимо пройти через трехступенчатую модель его отработки. Первым делом тренер должен поведать об основах техники, показывая все на примерах, объясняя, в чем состоит польза, и изображая его структуру на доске.
Далее идет первая ступень - тематическое упражнение, необходимое для освоения одного простого элемента. Так, чтобы овладеть навыком использования техники вопросов, относящихся к тренингу презентации меню и винной карты, необходимо освоить первую ступень, коей является мини-лекция о различии типов вопросов.
Вторая ступенью является тематическое упражнение, направленное на овладение комплексом, который образован несколькими простейшими элементами. Продолжая ранее рассмотренный пример, здесь, чтобы освоить технику вопросов, в качестве второй ступени будет выступать упражнение, заключающееся в составлении группы вопросов по схеме: первыми следуют открытые, за ними идут альтернативные, завершается же все закрытыми вопросами, позволяющими уточнить потребности посетителя кафе либо ресторана. Однако здесь не идет речи о комплексном навыке, поскольку участники могут рассмотреть варианты вопроса, определиться с наиболее правильным, а также располагают временем, чтобы исправить ошибку.
Третьей ступенью считается моделирование ситуации, где перед участниками ставится задача продемонстрировать целостную технику, избегая разбиения на элементы. Если в примере, который приводился ранее, с помощью минилекции и тематических упражнений можно добиться отработки первой и второй ступени, то при переходе к третьей ступни, суть которой сводится к овладению комплексного навыка использования техники вопросов, тренер прибегает к ролевой игре.
В ней имеются две группы участников тренингов: первая («официант») должна узнать о потребностях гостя, вторая («гость») - проанализировать, в точности ли удалось определить его потребительские предпочтения и насколько верной оказалась рекомендация «официанта» относительно заказа, который бы сделал гость.
Среди всех технологий, направленных на обучение определенным навыкам и умениям, наибольшего эффекта позволяют добиться именно ресторанные тренинги. Однако, если тренинг-менеджер допустит ошибки, то время и деньги будут потрачены напрасно. Происходит же подобное главным образом из-за непонимания механизма групповой работы. В каждой группе протекает несколько процессов, которые влияют друг на друга.
Особенно это заметно в тренинговой группе. В связи с этим тренер должен стремиться в первую очередь к созданию постоянного стимула, который обеспечит динамику группы. Иначе выражаясь, тренер должен позаботиться о поддержании благоприятной атмосферы внутри группы, а это невозможно без превосходного знания предмета (в нашем случае речь идет о стандартах обслуживания на предприятия общественного питания), а также владения основ психологии.
Обычно каждая группа действует с присущей только ей скоростью и дает отличный от других групп результат. При этом знания, равно, как и проблемы, не должны проецироваться в рамках разных кафе и ресторанов. Однако многие тренинг-менеджеры (которые гордо зовут себя бизнес-тренерами, несмотря на то, что им пока не удалось создать ни одного тренинга) придерживаются мнения, что можно взять типовую программу и применить ее в разных заведениях, не беспокоясь о том, что творимое ими ничем как шарлатанством и назвать нельзя. Стоит заметить, что любые тренинги, равно, как и дистанционное обучение - всегда риск.
Маловероятно, что вы пострадаете от их действий, однако после сотрудничества с ними у вас навсегда пропадет желание выделять немалые суммы на курсы в целях дополнительного обучения персонала.