Когда только обсуждались планы изменения систем регулирования строительной отрасли, законодатели делали выбор между двумя путями к организации саморегулирования. Соответственно первому, в СРО в строительстве вступить должны были исключительно генеральные проектировщики и генеральные подрядчики, которые могли все работы выполнять сами либо привлекать субподрядчиков.
Генподрядчики при этом обязаны были бы наладить эффективный мониторинг качества работы на ими возводимых объектах, а также нести полную ответственность за соответствие их требованиям технических регламентов. Однако победил второй подход, по которому членами СРО должны были быть почти все организации, работающие на стройках, их которых каждая отвечала бы непосредственно за свой участок.
01.01.2010 г. по Федеральному закону N 315-ФЗ "О СРО" от 01.12.2007 отменено было действие лицензий на исполнение строительной деятельности. А соответственно Перечню видов работ по реконструкции, капитальному ремонту, а также строительству объектов, который утвержден Приказом Минрегиона РФ N 274 от 09.12.2008, должно было произойти вступление в строительные сро наибольшей части строительных организаций.
С самого начала приказ Минрегиона подвергался со стороны ФАС и представителей малых строительных предприятий серьезной критике, потому что, чтобы войти в члены СРО в строительстве, предприятию нужно было потратить приблизительно 500 тыс. руб. (включая внесение вклада в резервный фонд СРО в сумме 150 тыс. руб. для инженерных изыскателей и проектировщиков, а для строителей - 300 тыс. руб.). У малых предприятий немалые трудности вызывал также недостаток в штате стройорганизаций профессиональных работников.