Благодаря интенсивному развитию химической индустрии появилась возможность для создания производства цветов и венков на основе полимерных материалов. Главным их достоинством является способность в течение длительного времени не терять своего привлекательного вида и на протяжении многих месяцев использоваться в качестве украшения надгробий.
Особую актуальность данная характеристика приобрела в современных условиях, когда местом функционирующих городских столичных кладбищ служат окраины большого города, куда не каждый москвич может довольно часто приезжать к местам захоронений своих близких для ухода за ними. На протяжении всего года, а то дольше гирлянды, цветочные композиции, венки, связанные умелыми руками, способны не терять на могильном холме своего первоначального облика.
Ведь многие знают, что именно столько времени, как правило, необходимо для покупки и установки памятника на месте погребения. Роль главного украшения венка играют цветы. Чтобы красиво составлять венки, необходимо обладать особым умением и талантом, ведь они представляют собой результат кропотливого труда художников и дизайнеров. Для составления каждого венка используется, по меньшей мере, сто цветов. Рекордсменом здесь считается венок в высоком каркасе, составленный с использованием более 300 различных и редких образцов, каждый из которых должен занять свое место в структуре этого ритуального украшения, образуя его колористику.
При размещении цветов на поверхности венка полагаются не на свое видение будущего венка, а учитывают композиционные пропорции, предусматривающие стилевые особенности каждого вида изделия, присущую ему цветовую символику. Комбинирование красного с черным, красного с сиреневым, черного с белым позволяет обрести венку торжественный, траурный вид.
В большинстве случаев нормой считается использование при составлении одного изделия максимум пяти цветовых сочетаний, расширению же колористической гаммы способствует использование декоративной зелени (например, тысячелистника, папоротника, лиан). Существуют и иные принципы, с соблюдением которых должны создаваться венки из живых цветов и которые учитываются специалистами.
Так, лишь в редких случаях черному цвету, которому принадлежит главная роль в выражении состояния скорби, может отводиться центральное место в изделии, как правило, для обрамления поверхности венка используют черные гвоздики, пионы и розы либо их пускают понизу.
В некоторых случаях при оформлении венка исходят из русских народных традиций, он может состоять из полевого разноцветья, для акцентирования внимания на трауре может использоваться определенный значимый элемент. Богатые венки крупных форм отличаются немного другой стилистической основой, имеют большую схожесть с общеевропейскими образцами. Им присуще использование в комбинации локальных насыщенных цветов (красный, синий, черный) в резком ритме контраста. Именно в таком виде и происходит возложение венков.
Распространенной православной традицией, соблюдаемой при проводах умершего в последний путь, является возложение у его изголовья гирлянды, составленной из цветов, олицетворяющей собой прекрасную, усыпанную цветами дорогу в рай. Стоит заметить, что как дополнение к ним могут использоваться и траурные ленты. Но при этом обязательно нужно не забывать о том, что гирлянда из живых цветов размещается у изголовья покойного лишь в день, на который намечено прощание с ним, при этом нежелательно, чтобы умерший был захоронен вместе с гирляндой у изголовья, либо украшать усопшего при помощи гирлянды из искусственных цветов.